Элина Быстрицкая 27 лет скрывала своего мужа

 

Сегодня, 26 апреля, не стало Элины Быстрицкой. У неё была яркая карьера, но о её личной жизни было известно не много. В память об артистке публикуем интервью 2015 года о её любовной истории, которую она скрывала от публики.

«Благодаря роли Аксиньи в «Тихом Доне» Быстрицкая была уже известна на всю страну. Но никто даже в родном театре не имел понятия, кто же ее муж? Слухи ходили разные: что он генерал или что он личный помощник Генсека. Я была одной из немногих, кто знал правду…» — рассказывает подруга актрисы, переводчик Рогнеда Яценко.

 

С Быстрицкой я познакомилась в Малом театре, где была постоянным зрителем. — Однажды после спектакля мы подошли к Элине вместе с моим знакомым, разговорились… Не помню точно, о чем мы говорили, но не могу забыть, как она выглядела. Передо мной стояло какое-то божество, одетое в белую беличью шубку, белую меховую шапочку и белоснежные сапожки. Я не смела скрыть своего восхищения, и Элине это понравилось. Так мы стали общаться… Причем долгое время я была одной из немногих, кто знал, за кем же она замужем.

 

Элина ведь это скрывала даже в театре. Возможно, она это делала специально, чтобы придать себе какой-то таинственности, пикантности. Ходили упорные слухи о каком-то то ли генерале, то ли личном помощнике Генсека… Ведь все видели на Элине фантастические заграничные наряды. У нее у первой в Москве появлялись все новинки — джинсы, дубленки, модные сапоги… Она одевалась лучше всех актрис в СССР! А в разговоре могла упомянуть про личного косметолога, парикмахера, швею, домработницу. Естественно, всем было страшно любопытно узнать, кто обеспечивает Элине всю эту роскошную жизнь…

 

 



Элине — двадцать с небольшим. 50-е гг.

На самом деле, ее мужем был Ни­колай Кузьминский, с которым я была хорошо знакома, потому что почти каждый день мы вместе ходили в Малый театр на спектакли с участием Элины. Седовласый статный красавец, старше Элины — ему было уже лет пятьдесят, а ей едва за тридцать, когда они поженились. Знакомые в шутку называли Николая Ивановича «муж актрис», потому что до Элины у него была сначала жена балерина, потом актриса Театра Вахтангова. В браке с последней у него родился сын Ванечка, с которым Элина прекрасно ладила. В первое время она вообще с Николаем Ивановичем жила у него в комнате, с его прошлой семьей. Кузьминский руководил отделом переводов в Министерстве внешней торговли, часто ездил в заграничные командировки. Отсюда и наряды для Элины.



«Вместе с мужем Элина жила в престижной высотке».

Фото: риа новости

Нас с ним роднило то, что мы оба были театралами и больше всего любили Малый театр. В то время там блистали Нифонтова и Пашенная. И когда в 1958 году в труппу Малого пришла Быстрицкая, которую незадолго до этого прославила роль Аксиньи в «Тихом Доне», достаточно было нескольких дней, чтобы Николай Иванович влюбился и сделал предложение. Вообще, получить такого мужа, как Кузьминский, — невероятная удача! Помимо доступа за границу, у него были связи «в верхах», служебная машина, вскоре появилась хорошая квартира в центре. В нее я и стала приходить в гости к новой знакомой, с которой мы все больше сближались.

Дело в том, что Элине, только что появившейся в Малом, нужна была поддержка. Толп поклонников вокруг нее в то время не наблюдалось. Я и еще один мой знакомый обеспечивали и аплодисменты в зале, и цветы. А вечерами долго беседовали… Элина трудно сходится людьми, друзей у нее было не так много. Во всяком случае, которые на всю жизнь. Но при ней всегда есть какая-то женщина, которую она делает своей поверенной. Ведь Элина очень любит вспоминать. И вот одно время она изливала душу мне, я стала ее доверенным лицом и узнала всю ее жизнь…

Почему Кирилл Лавров передумал на ней жениться

Отец ее был врачом. А сама она еще школьницей трудилась в передвижном госпитале, ведь началась война. Помню, Элина была страшно оскорблена, когда уже в 70-е годы в отделе кадров Малого театра ей вдруг сказали: «А чем докажете, что были на фронте?» И Элина поняла, что действительно, кроме воспоминаний, у нее нет никаких доказательств. Так она подняла на ноги всю Москву! Дошла до Министерства обороны. Все-таки нашлись документы, позволяющие засчитать ей 1,5 года боевого стажа. Все это Элина с гордостью принесла в отдел кадров.

Ну а после войны Элина два года оту­чилась в Нежинском медицинском техникуме. Вот только она поняла, что врачом становиться не хочет. И в институт поступила не медицинский, а педагогический. И то главным образом затем, чтобы получать стипендию — послевоенное время было голодным. При этом она уже несколько лет занималась в балетном классе при музыкальной школе и за два года достигла таких успехов, что ее уже брали в массовку Нежинского театра. Но не о том Элина мечтала. Ей хотелось в театральный институт. И вот, бросив педагогический, она с одним чемоданчиком уехала в Киев. Она бы предпочла Москву, но денег на такую дальнюю поездку просто не было. Но и в Киеве в начале пятидесятых театральная жизнь кипела. Там, в местном Театре имени Леси Украинки уже работал будущий жених Элины, молодой актер Кирилл Лавров.



«Элина не выходила за пределы дозволенного в конфликте, не ругалась, не интриговала открыто. А просто ждала своего часа. Постепенно конкурентов вокруг не становилось все меньше»

Фото: риа новости

История несостоявшегося брака с Кириллом Лавровым осталась на сердце Элины тяжелой раной на много лет. Это была ее первая любовь. Элина тогда была еще студенткой Института театрального искусства, а Кирилл уже блистал в Театре Леси Украинки. Они договорились пожениться, когда Элина окончит институт. Была даже поездка мамы Кирилла в Вильнюс, где тогда работали родители Быстрицкой, знакомиться. Родители влюбленных поладили. Было решено, что свадьба состоится летом 53-го года. Ну а где-то поздней весной Элина с Кириллом расстались. Кто бы мог подумать: когда его мать ездила сватать Элину, Кирилл уже вовсю приглядывался к актрисе Валентине Николаевой.

Честно говоря, думаю, он просто понял, что Элина не годится ему в жены. Ведь оба они — с сильным характером. В то же время Кирилл был человеком семейным, ему хотелось своего дома, уюта, тепла… А у Элины — ясно же — на первом месте профессия. И вот когда театр уезжал на гастроли, Элина пошла провожать жениха на вокзал. С огромным букетом. И увидела, что Кирилл нежно прощается с Валентиной. Гордый характер не позволил Элине ни о чем расспрашивать. Она сказала Кириллу: «Между нами все кончено!» — и выбросила букет в урну. Никакой дипломатии с мужчинами она не была обучена. Действовала всегда резко и требовательно. Она рассказывала мне, что думала: Кирилл за ней побежит. Но он и не собирался бежать…

Позже он женился на Валентине и прожил с ней всю жизнь. Элина же не могла его простить много лет. А потом я была свидетелем, как на каком-то мероприятии Лавров вдруг подошел к ней, поцеловал руку, и она тепло поздоровалась. Время лечит раны, хоть и не сразу…

А тогда, в 1953 году, беды сыпались на Быстрицкую одна за другой. Сначала ей дорого обошлась неосторожная выходка. Просто один однокурсник шутки ради подошел к ней на переменке и дунул в ухо какой-то свистулькой. Он не мог знать, что у Элины с фронта проблемы с ушами и такие громкие звуки ей противопоказаны. В ярости она дала ему увесистого тумака. Тут же по институту разнесся слух: «Быстрицкая ударила товарища!» Объяснять, почему она это сделала, Элина не считала нужным. Поэтому она не удивилась, что ее вызвали на комсомольское собрание.



С Александром Барушным и Павлом Кадочниковым в фильме «Русский сувенир». 1960 г.

Фото: MF-info

В те времена и по менее ничтожным поводам выгоняли из института. Но не на ту напали! «Если вы меня исключите, ищите меня в Днепре», — сказала она. А ведь всем известно: Элина не бросается словами. Как скажет — так и сделает, характер у нее железный. Ну а вскоре она еще попала под кампанию борьбы с космополитизмом, а проще говоря — с евреями. Началось с того, что Элина отказалась танцевать с каким-то Ваней Марушко, который был очень неопрятен и от которого разило потом. И комсорги решили организовать против Быстрицкой движение по «еврейскому вопросу». Элина и оглянуться не успела, как ее исключили из комсомола.

Но и тут она не сдалась: «Хоть режьте меня на куски, комсомольский билет не отдам. Я фронтовичка! Меня там приняли в комсомол, не у вас!» При этом товарищи организовали вокруг Быстрицкой вакуум, никто с ней даже не садился рядом на занятиях. Спас ее художественный руководитель курса, по-человечески симпатизировавший своей ученице. Он поговорил с ребятами и по­обещал, что проблемы будут у всех, кто притесняет Быстрицкую. Ситуация разрешилась сама собой, но осадок остался на всю жизнь! Вся молодость Элины, выходит, прошла в испытаниях, борьбе, вражде и опасности. Можно ли обвинять ее в недоверии к людям?

Для Мордюковой стало трагедией, что Герасимов выбрал Быстрицкую

До московских театров Элина добралась в середине 50-х годов, когда вовсю снималась в кино, уже вышла «Неоконченная повесть». Сначала ее приняли в Театр имени Пушкина, но она быстро ушла оттуда, потому что появилась перспектива получше.

А дело было так… Благодаря роли в «Неоконченной повести» Быстрицкую включили в состав советской делегации, посетившей Францию. И вот, будучи в Париже, она узнает от коллег, что Герасимов ищет актеров для «Тихого Дона». Элина все бросила и досрочно вернулась в СССР! Как будто что-то ее вело. Она сама позвонила Герасимову, попросила назначить ей встречу. Не зная, что Сергей Аполлинариевич очень переживает именно по поводу кандидатуры на роль Аксиньи. Ему хотелось, чтоб ее сыграла Нонна Мордюкова, но он не смог забыть тот позор, который испытал, придя свататься к Нонне. Ведь как встретила его ее мать? Об этом потом судачили все. И старый-то он развратник, и детей не будет, и да ты посмотри на себя…


«Никакой дипломатии с мужчинами Быстрицкая обучена не была. Действовала всегда резко и требовательно»

Фото: риа новости

Он и сам понимал, что слишком увлекся. И решил после этого Нонну вычеркнуть не только из сердца, но и из списка актеров на «Тихий Дон». И вот потянулись к Герасимову актрисы, желавшие сниматься. Полгода он сомневался, кого взять. Элина мне говорила, что все решилось после того, как в Москву приехал Шолохов и ему показали отобранных актеров. «Конечно, Аксинья — это она!» — сказал писатель, показав на Быстрицкую. И она, не сомневаясь, ушла из Театра имени Пушкина ради этих съемок. Для Нонны это стало настоящей трагедией: что Быстрицкую взяли, а ее — нет. Они всю жизнь потом обе помнили это. Они не ссорились, но издалека друг друга недолюбливали. Будем говорить честно: в Нонне — казачий дух. Она бы Аксинью сыграла с одного маху. А Элине нужно было доказывать каждый день и каждый час, что она может сыграть эту роль. И Герасимов долго был ею недоволен. Еще перед поездкой, собрав всех актеров, он с сомнением смотрел на красавиц, отобранных для женских ролей, — Кириенко, Хитяеву, Быстрицкую… «Посмотрите на себя! Какие вы казачки? Вот у вас, Элина, свежий маникюр…

Вы думаете, люди не заметят? Делайте что хотите, но чтобы через неделю у вас у всех были руки женщин, живущих и работающих на хуторе». Элине он еще попенял и на худобу. Приказал набрать несколько килограммов, чтобы бедра округлились, стали более женственными. И это после того, как она с таким трудом похудела! Но не было жертв, на которые она бы не была готова ради Аксиньи. Она взяла тряпку, ведро и пошла мыть лестницу во всем доме. И всю неделю искала себе работу: то белье руками постирать, то посуду помыть. Она добилась того, что ее руки стали грубыми от работы, а на бедрах, благодаря ежедневному поеданию сметаны, появился легкий жирок. Как у настоящей казачки!

Еще она рассказывала, как во время съемок все актеры жили в станице, среди настоящих казаков, и многому у них учились. Мнение местных жителей для Герасимова было основополагающим. Например, когда одна казачка заметила, что Элина «не так» несет ведра на коромысле, они долго бились с этим кадром. А Хитяева училась выть по покойнику, даже ездила на настоящие похороны — ради пары секунд в фильме. И Элина одно время ездила по станицам! Дело в том, что Шолохов, приезжавший на съемки, шепнул ей, что женщина, с которой он списал Аксинью, живет где-то здесь. А казачки еще добавили: «Да у него с ней была любовь, про себя и написал!» Быстрицкая поставила целью разыскать эту женщину и была очень разочарована, когда через несколько лет Шолохов признался: «Да я тогда пошутил…» Однако правду он унес с собой в могилу. И многие верят в то, что история Гриши и Аксиньи была на самом деле.



«Элина говорила, что не смогла бы полюбить такого, как Петр Глебов. Дело было не в красоте или таланте. Просто она не уважала неуспешных людей. А про Глебова Элине сказали, что за 20 лет в Театре имени Станиславского он не сыграл ничего толкового»

Фото: LEGION-MEDIA

Что же касается партнера, артиста Петра Глебова, который сыграл Григория, у Элины с ним поначалу не заладилось. Она говорила, что никогда сама не смогла бы такого, как он, полюбить. И, скажу честно, я так поняла, дело тут было не в его красоте или таланте. Просто Элина не могла уважать неуспешных людей. Она даже себе не прощала неуспеха. А про Глебова ей сказали, что он двадцать лет сидел в Театре имени Станиславского, да так ничего толкового и не сыграл. Этого было достаточно. Однако вскоре Глебов доказал, что он хороший актер, и отношения между ними потеплели.

«Выпьем за провал Быстрицкой!» — сказала Нифонтова

Когда Быстрицкая появилась в Малом театре, благодаря «Тихому Дону» ее все знали в лицо. Думаю, что Царев и принял ее в расчете на то, что на нее будет ходить зритель. Но в тот период в театре было уже много известных актрис. Еще выходила на сцену Пашенная, блистали Гоголева и Фадеева. А признанной примой театра была Руфина Нифонтова, которая не собиралась так быстро сдавать свои позиции. Для начала она сделала так, чтобы Элине не досталась роль Катерины в «Грозе». Элина «подачу» приняла…

Она никогда не выходила за пределы дозволенного в конфликте, не ругалась, не интриговала открыто. А просто ждала своего часа. Поскольку Царев к ней был очень благосклонен, у нее появились главные роли. Вот только вскоре в театр пришел новый режиссер — Борис Равенских. Прямо скажем, это была не Элинина история! Она любит, когда с ней работают уважительно, считаются с ее мнением, диктата не терпит. А Равенских, при всем своем таланте, был одним из самых нелегких по характеру мастеров. Не сошлись они с Быстрицкой, и с главными ролями стало хуже… Порой она приходила с репетиций чуть не в слезах: «У меня ощущение, что он надо мной издевается! Что он от меня хочет?» А потом Царев распорядился, чтобы Элине дали главную роль в будущей постановке «Любовь Яровая». И тут поднялся гвалт! Актеры словно чувствовали, что спектакль прогремит, потому борьба за роли развернулась жесткая. Вроде бы на чьем-то дне рождения Руфина Нифонтова даже подняла такой тост: «Давайте выпьем за провал Быстрицкой в «Любови Яровой»!» И все выпили. А через какое-то время Руфина Нифонтова получила роль Элины, уж почему — не знаю. Но на Элину это подействовало очень болезненно! Она вообще всегда очень тяжело переживала из-за распределения ролей.



С Сергеем Герасимовым и Петром Глебовым. 1957 г.

Помню, я ей говорила: «Это же не вопрос жизни и смерти!» На что она отвечала: «Вот именно — жизни и смерти!» Элина и сама, бывало, на многое шла ради успеха. Я знаю историю, как однажды Быстрицкая отбивала чужую роль. Пока репетиции шли с другой актрисой, Элина подкатилась ко второму режиссеру этого спектакля, который, отрепетировав в Малом, вечером шел к ней домой, и там начиналась вторая репетиция, тайная. А когда все было готово, Элина попросила собрать худсовет и показала, на что способна. Поскольку играла она лучше — ею ту актрису и заменили. Такая уж эта профессия — жестокая.

При этом, когда Руфины Нифон­товой не стало, Элина повела себя так, как никто не ожидал. Она пришла на поминки, села за стол и расплакалась. Сказала даже: «Как же мы теперь без нее будем?» Многие посмотрели на нее с сомнением: откуда бы взяться таким переживаниям? Но ведь Нифонтова трагически погибла в результате несчастного случая. А Элина была человеком все-таки сочув­ствующим…

Постепенно конкурентов ­вокруг Элины становилось все меньше. Ста­рики уходили, а она занимала главенствующие позиции в Малом. Причем сама стареть не собиралась. Уходу за собой она отдавала главное место в своей жизни. За что уважаю Элину — так это за ее самодисциплину. Много лет она ни на шаг не отступала от своей программы. Делала гимнастику, соблюдала диету, занималась голосом, всегда вовремя ложилась спать. Все, что делала в своей жизни Быстрицкая, было для сцены. А самыми страшными словами в ее лексиконе было «выйти в тираж». Так она сказала и о Марине Ладыниной, узнав о моей дружбе с ней: «Зачем она тебе? Ее же сейчас нигде нет, вышла в тираж…» Помню, меня это покоробило. После этого разговора мы даже стали реже общаться. Ну а вскоре Быстрицкая рассталась с Николаем Ивановичем, что нас окончательно с ней развело…


С Сергеем Бондарчуком в фильме «Неоконченная повесть». 1955 г.

Он и так был немолод, когда женился на Элине, а через 27 лет совместной жизни уже совсем не мог казаться ей привлекательным. Да и карьера его давно пошла на спад. Их мало что связывало, ведь и детей у них не было. Знаю, отец устраивал Элине полное обследование. И обнаружил какие-то проблемы. Сказал: «Помнишь, ты таскала носилки с ранеными? Вот и результат… Детей у тебя не будет». Долго Элина не хотела в это верить, но что поделать, если добрую часть здоровья оставила на войне…

Никто не знает точно, что между супругами произошло. Это их дело, ну, развелись… Но мне было очень неприятно слышать, что она, приняв решение о разводе, обвиняет его: «Я узнала, что Николай Иванович мне изменил! Я у него была не единственная». Но этого просто не могло быть. Николай Иванович ее боготворил! И, кстати, при разводе оставил Элине все свое имущество, с тем условием, что она поможет ему приобрести однокомнатную квартиру. В этой квартирке он потом и умер через несколько лет. Я собиралась на похороны и позвонила Элине, уверенная, что она там будет. «Я не смогу прийти, — сказала она. — У меня гастроли…» Так и не пришла проститься с человеком, который посвятил ей жизнь, прожил с ней 27 лет…



«Элина носила фантастические заграничные наряды. Она одевалась лучше всех актрис в СССР! Естественно, людям было любопытно узнать, кто обеспечивает эту роскошную жизнь…»

Фото: риа новости

Сейчас я думаю: возможно, она действительно не могла пропустить гастроли, потому что в театре все роли играла без замены. И однажды это ее подвело. На гастролях в Ленинграде Быстрицкая на сцене упала и повредила ногу. Несмотря на дикие боли, она на уколах играла в последующие дни. Когда, вернувшись в Москву, Элина показалась врачам, они ее тут же госпитализировали. А когда она пришла в форму, оказалось, что в театре у нее появились замены. Постепенно Быстрицкая стала все реже выходить на сцену. И я думаю — это правильно. Нельзя всю жизнь достигать успехов ценой своего здоровья.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: