Импрессионисты и мода

Несколько лет назад в Париже, а затем в Нью-Йорке прошла выставка, посвящённая теме «импрессионизм и мода». С одной стороны, там были представлены картины знаменитых мастеров, с другой – подлинные наряды и аксессуары той эпохи. Одно дополняло другое. Музейные предметы казались сошедшими с картин, а те, в свою очередь, ещё больше оживали – вот же, взгляните, всё это существовало и носилось в реальности!

«Сёстры» Берты Моризо, 1869, из коллекции Националной галереи искусств (Вашингтон) и прогулочное платье 1860-х

Импрессионисты писали то, что видели, стремясь остановить мгновение, передать впечатление. И моды это тоже касалось. Спешащие по делам мужчины и женщины в деловых и прогулочных костюмах на улицах и площадях, в вечерних костюмах – в театральных ложах, в лёгких летних нарядах – на пикниках и завтраках на траве, и в домашних – в интимной обстановке…

«Завтра на траве», Клод Моне, 1866. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Нет, работы импрессионистов – не фотографии. Бывало, они помещали своих героев, и особенно героинь, на нейтральный или, наоборот, какой-нибудь интересный фон. Но всё же живопись импрессионистов – это уникальная энциклопедия моды, которая позволяет её оживить, поместить в реальный контекст.

Дама в голубом, Пьер-Огюст Ренуар, 1874. Из коллекции Национального музея Уэльса

В 1881 Эдуард Мане сказал, что «новейшая мода абсолютна необходима для живописи«. И на работах импрессионистов действительно находит отражение новейшая мода. А она в XIX веке меняется очень часто и проникает практически во все слои общества. Ткани становятся дешевле. Выходит множество дамских журналов, где есть и описания, и выкройки. Да, платье требует точной посадки по фигуре и лучше его заказать. Но верхнюю одежда, аксессуары, отделку – всё это можно приобрести, и не только в небольшой лавке модистки, как раньше, но и в большом магазине. Словом, почти любой доход позволял следить за модой.

«Зонтики», Пьер Огюст Ренуар, 1881-86. Из коллекции Национальной галереи (Лондон)

И с такой демократизацией моды законодательницами моды, иконами стиля становятся самые разные женщины. Не только светские дамы, как раньше, но и богема, и женщины полусвета. А за ними следуют остальные, вплоть до продавщиц.

А Париж – это модный Олимп. Это огромная индустрия моды, которая обслуживает и Францию, и Европу, и даже Соединённые Штаты. Это модные журналы, новые модели платьев, аксессуары, бельё, кружева…

«В шляпном магазине», Эдгар Дега, 1882. Музей Тиссена-Борнемисы

И весь этот модный мир, прихотливый, изменчивый, попадает на картины импрессионистов… И оживает.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: